Юридический консалтинг "Юркон"
"Теперь мы стали еще ближе!"
После вхождения в состав Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополь, перед жителями этих регионов встал вопрос:
"Как жить по новому для них законодательству?"
В результате интеграции в российское правовое поле у крымчан возникает острая необходимость в качественном юридическом и бухгалтерском обслуживании.

До судебное урегулирование споров

До судебный порядок урегулирования споров обязателен в двух случаях:

  • когда он предусмотрен федеральным законом;
  • когда он предусмотрен договором между сторонами спора.

Соблюдение как претензионного, так и иного до судебного порядка урегулирования споров в случаях, когда соблюдение данного порядка обязательно в силу закона или договора, при обращении с исковым заявлением в суд общей юрисдикции или арбитражный суд должно быть подтверждено документально (подп. 7 п. 2 ст. 131, абз. 7 ст. 132 ГПК РФ; подп. 8 п. 2 ст. 125, подп. 7 п. 2 ст. 126 АПК РФ).

При несоблюдении данного требования заявление считается поданным с нарушением установленной формы и влечет неблагоприятные последствия: в гражданском процессе - возвращение искового заявления (подп. 1 п. 1 ст. 135 ГПК РФ), а в арбитражном - оставление без движения (ст. 128 АПК РФ). Если же невыполнение обязательного до судебного порядка выявляется после принятия заявления и возбуждения производства по делу, то суд оставляет заявление без рассмотрения (абз. 2 ст. 222 ГПК РФ; п. 2 ст. 148 АПК РФ). Безусловно, ни одно из вышеперечисленных действий не исключает возможности повторного обращения в суд с тождественным иском после выполнения требований о соблюдении до судебного порядка урегулирования спора. При этом не имеет значения, был ли получен ответ на претензию или иной документ, а также факт истечения срока подачи претензии.

Ранее действующее процессуальное законодательство исключало возможность рассмотрения дела судом в случае утраты возможности соблюдения до судебного порядка, в том числе в связи с пропуском установленных сроков подачи претензий.

Перечень федеральных законов, в которых предусмотрен обязательный до судебный порядок урегулирования спора, достаточно широк.

Например Федеральный закон "О связи" и Федеральный закон "О почтовой связи", Федеральный закон "О транспортно-экспедиционной деятельности"

Помимо претензионного порядка закон устанавливает в ряде случаев необходимость соблюдения специального до судебного механизма.

Отдельные нормативные акты сформулированы таким образом, что иногда достаточно трудно отличить обязательный до судебный порядок от обязательного обращения в какой-либо орган до суда или от некоего "предупреждения" и "предложения", которое является лишь обстоятельством материально-правового характера, входящим в основание иска и предмет доказывания по делу (например, ст. 621 ГК РФ устанавливает обязанность арендатора письменно уведомить арендодателя о желании заключить договор на новый срок; ст. 684 ГК РФ определяет обязанность наймодателя предложить заключить договор на тех же условиях или предупредить нанимателя об отказе в продлении договора; ст. 716 ГК РФ устанавливает обязанность подрядчика предупредить заказчика об определенных обстоятельствах и др.).

Обозначим отдельные положения действующего законодательства, в которых предусмотрен обязательный до судебный порядок (обращение к контрагенту по договору, в государственный орган и др.), соблюдение которого необходимо для возбуждения производства по делу в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, а также третейском суде.

В соответствии с п. 2 ст. 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

Это пример обязательного до судебного, но не претензионного порядка урегулирования спора, поскольку контрагенту направляется "предложение".

В нескольких статьях ГК РФ упоминаются "предупреждения", которые в некоторых (но далеко не во всех) случаях можно, видимо, рассматривать как разновидность обязательного до судебного урегулирования спора. Так, ст. 286 ГК РФ устанавливает, что орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным ст. ст. 284 и 285 ГК РФ, а также определять порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях, определяется земельным законодательством.

Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов. Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд. Таким образом, для обращения в суд необходимо подтвердить:

  1. Факт направления предупреждения собственнику о допущенных нарушениях и изъятии земельного участка;
  2. Несогласие собственника с изъятием земельного участка или отсутствие ответа на предупреждение. Налоговый кодекс Российской Федерации в ст. 104 устанавливает нечто наподобие до судебного порядка, обязанность соблюдения которого лежит на налоговых органах: "После вынесения решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом.

До обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае если налогоплательщик (иное лицо) отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом, за совершение данного налогового правонарушения".

Если же обязательный до судебный порядок предусмотрен не в законе, а в договоре, то в этом договоре должно быть ясно указано, спор по какому вопросу требует такого порядка (по любому нарушению условий договора; нарушение только срока исполнения обязательства, нарушение места исполнения и т.п.). Чаще всего на практике имеет место не отдельный договор об установлении до судебного порядка, а оговорка в виде пункта в гражданско-правовом договоре (например, поставки, подряда, аренды и т.п.), которая относится к спорам, вытекающим из этого договора.

В договорах встречаются оговорки о до судебном порядке разрешения спора следующего характера: "разногласия по договору разрешаются путем переговоров", "при неисполнении или ненадлежащем исполнении договора стороны применяют согласительные процедуры", "до обращения в суд стороны обязаны обратиться к контрагенту", "споры разрешаются по соглашению между сторонами" и др.

Таким образом, до судебный порядок урегулирования споров, вытекающих из гражданских правоотношений, следует считать комплексным, межотраслевым институтом, при регулировании которого следует учитывать нормы материального и процессуального права.

На практике до судебное урегулирование споров и способы его осуществления оговаривается в договоре, таким образом, все возникшие спорные вопросы решаются путем переговоров. Однако если «мирным путем» спор решить не представляется возможным, то наши специалисты окажут профессиональную, квалифицированную помощь в составлении исковых заявлений, дополнительных соглашений по возникшим спорам. Юристы нашей компании в своей деятельности руководствуются нормами российского законодательства (основными нормативными документами и подзаконными актами последних редакций).

Оплата производится после вынесения решения, либо решения спора.